Формы проведения отбора детей, их содержание и система оценок
(требования к поступающим)
Музыкальное отделение
Цель вступительного прослушивания: определение музыкальных способностей детей для выявления возможности обучения в ДШИ. Вступительное прослушивание проводит приемная комиссия, утвержденная приказом директора. В состав комиссии входят преподаватели музыкального отделения. Прием в школу осуществляется на конкурсной основе по результатам приёмных прослушиваний. По усмотрению администрации школы перед прослушиванием проводятся консультации. Цель консультации – ознакомление поступающего с требованиями приема. На вступительном прослушивании комиссия оценивает:
1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ: чистота интонации в исполняемой песне, точное повторение предложенной мелодии или отдельных звуков, определение количества звуков в гармоническом сочетании.
2. ЧУВСТВО РИТМА: точное повторение ритмического рисунка исполняемой или предложенной мелодии.
3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: умение запомнить и точно повторить мелодию и ритмический рисунок после первого проигрывания.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: общительность, способность идти на контакт, выразительность исполнения. Оценка эмоциональности является дополнительной в определении личностных качеств поступающего.
Результаты прослушивания оцениваются по пятибалльной системе с использованием "+ " и "--". Каждому ребенку необходимо подготовить дома любую песню из детского репертуара без аккомпанемента и выучить наизусть стихотворение.
Диагностика уровня способностей детей, поступающих на музыкальное отделение
№ п/п | Форма | Цель | Содержание(требования к поступающим) | Система оценок |
1 | Прослушивание | Музыкальный слух, память, ритм, вокальные возможности ("стартовое" определение) |
|
5 бальная |
2 | Творческое задание | Эмоциональная восприимчивость и умение её выразить("стартовое" определение) |
|
5 бальная |
3 | Собеседование | Музыкальный кругозор ("стартовое" определение) |
|
5 бальная |
Выявленные параметры оцениваются по 5-бальной шкале и заносятся в протокол заседания комиссии по отбору детей.Для поступления в ДШИ необходимо набрать более 12 баллов. Если ребенок имеет средние музыкальные данные, их можно развить в процессе обучения на музыкальном инструменте, на уроках хора, сольфеджио.
Критерии оценки музыкальных способностей
Оценочный бал | Слух | Ритм | Память | Вокальные возможности |
Оптимальный (5 баллов) |
Точное,выразительное воспроизведение мелодии и ритма. Ладотональная устойчивость. | Точное повторение ритма в заданом темпе и метре | Умение правильно запомнить предложенное задание и точно его выполнить | Пение песни в характере. Точное интонирование. |
Достаточный (4 балла) |
Небольшие ошибки в мелодии и ритме. | Достаточно точное повторение ритма в заданом темпе и метре. | Затруднение запоминания прдложенных заданий с первого раза. | Пение песни в характере. Неустойчивая интонация. |
Удовлетворительный (3 балла) |
Неточное интонирование предложенной попевки с ошибками в мелодии и ритме. | Ошибки в ритме и невыдержанный темп. | Запоминание с ошибками предложенных заданий. | Неточное интонирование песни с ошибками в мелодии и ритме. |
Неудовлетворительный (2 балла) | Отсутствие правильного интонирования, неритмичное, невыразительное исполнение попевки. | Неправильное повторение ритма. Несоответствие заданному темпу и метру. | Невозможность запоминания предложенных заданий | Отсутствие правильного интонирования, неритмичное, невыразительное исполнение песни. |
Формы проведения отбора детей, их содержание и система оценок
(требования к поступающим)
Изобразительное искусство
В 1 класс отделения изобразительного искусства поступают дети от 6 лет и 6 месяцев до 9 лет на 8-летний срок обучения, 10 - 12 лет на 5-летний курс обучения. Обучение, направленное на овладение теоретическими и практическими знаниями в области изобразительного искусства, осуществляется по следующим дисциплинам: рисунок, живопись, композиция станковая и прикладная, история искусства, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Обязательной частью учебной программы является летняя практика - пленэр. Обучающиеся выпускных классов выполняют итоговый композиционный проект на выбранную самостоятельно тему и представляют его на открытом экзамене.
В ходе отбора дети выполняют работы на заданную тему по трем видам художественной деятельности – композиция, живопись, собеседование.
Диагностика уровня способностей детей, поступающих на отделение изобразительного искусства
Параметры отбора | Описание задания |
Композиция | Выполнение поставленных задач, полное раскрытие темы, оригинальное композиционное решение, гармоничное цветовое решение, соответствие уровня развития ребёнка его возрасту. |
Живопись | Композиционное решение листа, пропорции предметов, характер формы предметов, локальный цвет предметов, тональные и цветовые отношения. |
Собеседование | Устные ответы на вопросы, связанные с художественными впечатлениями, опытом творческой деятельности, имеющимися заданиями в области изобразительного искусства и др. |
Выявленные параметры оцениваются по 5-бальной шкале и заносятся в протокол заседания комиссии по отбору детей.
Для поступления в ДШИ необходимо набрать более 12 баллов. Если ребёнок имеет средние художественные данные, их можно развить в процессе обучения по художественным дисциплинам.
Формы проведения отбора детей, их содержание и система оценок
(требования к поступающим)
Декоративно-прикладное творчество
В 1 класс отделения декоративно-прикладного творчества поступают дети 10 - 12 лет на 5-летний курс обучения. Обучение, направленное на овладение теоретическими и практическими знаниями в области ДПИ, осуществляется по следующим дисциплинам: рисунок, живопись, работа в материале, композиция станковая и прикладная, история искусства, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Обязательной частью учебной программы является летняя практика - пленэр. Обучающиеся выпускных классов выполняют итоговый композиционный проект на выбранную самостоятельно тему и представляют его на открытом экзамене.
Поступающие, пришедшие на творческий конкурс, должны иметь при себе: бумага формата А-3,простые карандаши разной мягкости, ластик, акварель\гуашь по выбору, кисти. Дети выполняют 2 задания на заданную тему:
Натюрморт из 2-3-х простейших предметов в цвете.
Выполнение композиции в карандаше по представлению.
Диагностика уровня способностей детей, поступающих на отделение ДПТ
Параметры отбора | Описание задания |
Композиция | Компановка листа. Изображение не должно быть очень маленьким и очень большим, всё должно быть соразмерно формату и относительно центра листа. Пропорциональное соотношение частей предмета, соотношение одного предмета к другому предмету. |
Рисунок | Качество линии - линия уверенная, не рваная, со средним нажимом карандаша. |
Живопись | Живописные качества работы - умение смешивать цвет, видеть цветовые нюансы, подбирать цвет близкий к цвету натуры |
Собеседование | Устные ответы на вопросы, связанные с художественными впечатлениями, опытом творческой деятельности, имеющимися знаниями в области изобразительного искусства и др. |
Критерии оценки поступающих
Отлично | Рисунок грамотно скомпанован, правильно переданы пропорции, учтена линейная и воздушная перспектива, при помощи штриха и линий выявлены объёмы, изображение цельно, создано ощющение пространства. В рисунке наблюдаются плавные переходы градаций одного тона, характерные каждой части натюрморта. Рисунок аккуратен, оригинален. |
Хорошо | Рисунок грамотно скомпанован, правильно найдены пропорции при незначительных ошибках в перспективе и тональном решении. |
Удовлетворительно | Изображение сдвинуто в сторону или вниз, ошибка в пропорциях, правила линейной и воздушной перспективы соблюдаются с ошибками, тональное решение однообразно, отсутствует целостность. |
Неудовлетворительно | Ошибки в композиции, пропорциях, несблюдение правил линейной и воздушной перспективы, неаккуратность. |